вторник, 16 сентября 2008 г.

Сигнал SOS

Сигнал беды SOS первым передал 10 июня 1909-го лайнер «Славония», который направлялся из Нью-Йорка к Неаполю. Близ Азорских островов корабль налетел на рифы. Все 410 его пассажиров спас лайнер «Принцесса Ирена», на котором приняли сигнал о помощи.

До изобретения радио, которое сначала называли беспроволочным телеграфом, на судах, чтобы подать сигнал беды, маякували флагами, пускали ракеты, били в звоны или трубили в рога. Когда же в начале 1890-х на кораблях начали устанавливать радиостанции, для передачи информации стали использовали так называемую азбуку Морзе. Она с помощью точек и тире воспроизводила обычную азбуку.

Но морские компании разных стран использовали разные сигналы для общения. Единственного стандарта не было и через конкуренцию производителей радиостанций. Следовательно 1903-го в Берлине на первой Международной радиотелеграфной конференции представитель Италии капитан Квинтино Бономо предложил внедрить единственные правила использования радио на море. В частности, в случае беды Бономо предлагал, чтобы суда использовали сигнал SSS DDD, который следовало подавать азбукой Морзе с интервалом в несколько минут. Окончательного решения тогда принято не было, поэтому каждый корабль, попав в затруднение, и дальше использовал свой сигнал. Например, 1905-го команда небольшого американского судна, которое тонуло вблизи американского города Нантекет, передала по радио просто слово «help» - «помощь» английской.

Первым радиосигналом о беде, который получил международное признание, была комбинация букв CQD. Его стали использовать с 1 февраля 1904-го на всех кораблях с радиостанциями гульєльмо Маркони - одного из изобретателей радио и успешного предпринимателя.

1 апреля 1905 года в Германии приняли государственные радиоправила. У них было отмечено, что корабли в случае беды должны передавать сигнал из трех точек, трех тире, трех точек, - SOS. Это сочетания букв выбрали потому, что его было легко распознать среди потока сигналов, которые азбукой Морзе постоянно передавало радио. Кроме того, такую последовательность легко запомнить: три точки, три тире, три точки. Эта комбинация была легче от комбинации CQD - тире-крапка-тире-крапка, тире-тире-крапка-тире, тире-крапка-крапка.

3 ноября 1906-го на второй Международной радиотелеграфной конференции, которая проходила опять в Берлине, среди прочего приняли международный стандарт сигнала беды. Им стало поєнання литер SOS азбукой Морзе. Международный сигнал беды вступал в действие по 1 июля 1908 года. Но операторы компании Маркони некоторое время были против нововведения. Да, в апреле 1912-го из лайнера «Титаник», который шел на дно, радиооператоры Маркони передавали как сигнал SOS, так и CQD. В конце концов, ради унификации и безопасности CQD перестали использовать.

SOS оставался сигналом беды до 1 февраля 1999-го. Тогда Международная морская организация постановила заменить его связью через сеть космических спутников. Она позволяет мгновенно определить место корабеля, что испытал беды, с точностью до 200 метров.

Комментариев нет: